Вопрос:
В Федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесены изменения по взысканию с пенсионеров, в части уменьшения процента удержания. Правда ли это и каким нормативным актом закреплено?
Ответ:
В соответствии с Федеральным законом от 21.02.2019г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно ст. 2, изменения вступили в силу с 01.06.2020 года. Статья 101 ФЗ-229 была дополнена пп. 18-19, который не затрагивает права пенсионеров.
Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.
Лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и на которые не может быть обращено взыскание, в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах будет устанавливать Банк России. Принятым в феврале 2019 года Федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.
Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров. В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» согласно ст. 99, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.
Конституционный и Верховный Суды РФ неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет судебному приставу-исполнителю при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.
Верховный Суд уточнил, что в законе, который регулирует вопросы исполнительного производства, говорится о принципе неприкосновенности минимального объема имущества, которое должно оставаться должнику и его семье для элементарного существования.
Также в суде отметили, что планки удержаний, установленные в законе, являются максимальными, поэтому судебный пристав-исполнитель, имеет полное право устанавливать такие нормы списаний с пенсии, которые бы принимали во внимание материальное положение должника. При этом закон позволял снизить эту долю до 30% в отношении должников, имеющих тяжелое материальное положение, а Гражданский кодекс разрешал снижать долю и до 20%. Но в большинстве случаев уменьшение суммы взыскания было возможным только после обращения в суд.
С 2020 года, с учетом изменений в законодательство, как разъяснил глава ФССП РФ, должнику достаточно будет обратиться в подразделение службы и подать ходатайство, после чего с него будут взыскивать максимум 20% от доходов. Единственное требование к такому пенсионеру – у него не должно быть других доходов кроме пенсии, больше ему ничего доказывать не придется.
Журавлев О.А., юрист СРОФ ПГИ «Общество и право», г. Красноармейск, Саратовская область