идет загрузка...
  • + 7 (8452) 23-28-94
Изображение

Опубликованы данные по участию НКО в социальном заказе

Изображение

По информации, представленной в Минтруд России  субъектами Российской Федерации, в реестр поставщиков социальных услуг на начало 2016 года включено около 300 негосударственных поставщиков социальных услуг в 63 регионах.

 

 

 

Анализ информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показывает, в целях развития негосударственного сектора в сфере социального обслуживания  в субъектах Российской Федерации осуществляются мероприятия по информационной и методической поддержке данных организаций. В этой связи проводятся конференции, совещания, семинары, круглые столы и рабочие встречи с руководителями негосударственных организаций, осуществляется подготовка соответствующих информационно-справочных материалов, работает единый социальный телефон для консультирования поставщиков социальных услуг и граждан.

 

По информации органов исполнительной власти Липецкой области негосударственным поставщикам также оказывается имущественная поддержка. По информации органов исполнительной власти Челябинской области данным организациям  дополнительно предоставляются налоговые льготы.

 

Негосударственными организациями предоставляются социально-медицинские, социально-психологические, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-экономические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

 

К числу регионов, имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций, относятся г. Санкт-Петербург, г. Москва, Республика Башкортостан, Пермский край, Новосибирская область, Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

 

Наиболее распространенным механизмом привлечения негосударственного сектора к оказанию социальных услуг является предоставление субсидий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и проведение закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

 

Наибольшее количество негосударственных организаций, участвующих в оказании социальных услуг в сфере социального обслуживания отмечается в г. Санкт-Петербурге – 198. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета  в 2015 г. – 596,7 млн. рублей, в 2016 году – 468,4 млн. рублей.

 

В Республике Башкортостан – 118 негосударственных организаций. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета  в 2015 г. – 205,5 млн. рублей, в 2016 году – 460,4 млн. рублей.

 

В Новосибирской области – 69 негосударственных организаций. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета  в 2015 г. – 209,9 млн. рублей, в 2016 году – 227,9 млн. рублей.

 

В Пермском крае – 34 негосударственные организации. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета  в 2015 г. – 555,5 млн. рублей, в 2016 году – 506,3 млн. рублей.

 

В Московской области – 7 негосударственных организаций. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета  в 2015 г. – 86,9 млн. рублей, в 2016 году – 224,0 млн. рублей.

 

В Ленинградской области – 24 негосударственные организации. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета  в 2015 г. – 38,1 млн. рублей, в 2016 году – 47,0 млн. рублей.

 

В Ханты-Мансийском автономном округе – 12 негосударственных организаций. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета  в 2015 г. – 4,9 млн. рублей, в 2016 году – 22,7 млн. рублей.

 

В г. Москве двум негосударственным организациям по договору на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением 189 гражданам социальных услуг в стационарной форме в 2015 году выплачено более 55,0 млн. рублей (объем финансовых средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг в 2015 году, составил 62, 6 млн. рублей).

 

В соответствии с государственными контрактами, заключенными по результатам проведения конкурсных процедур, шести негосударственным организациям переданы функции по предоставлению услуг по уходу и медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в  организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы и находящихся на обслуживании в патронажных отделениях. Общая сумма контрактов по передаче вышеуказанных функций составила около 1 млрд. руб.

 

По результатам проведения конкурсных процедур предоставлены субсидии на оказание дополнительной адресной социальной помощи и услуг общественными и благотворительными организациями в рамках городских целевых программ, утверждаемых Правительством Москвы, одиннадцати негосударственным организациям на общую сумму 33,4 млн. рублей.

 

Опыт г. Москвы

 

Взаимодействие с негосударственными организациями социального обслуживания в городе Москве осуществляется посредством:

  • предоставления субсидий из регионального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

  • проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе;

  • путем выплаты компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 

С целью предоставления социальных услуг жителям города Москвы, негосударственные организации имеют право на получение субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы поставщикам социальных услуг в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП.

 

По состоянию на 15 февраля 2016 г. в реестр поставщиков социальных услуг города Москвы включены 106 организаций социального обслуживания, из них  5 - негосударственные организации.

 

В 2016 году заключены договоры с двумя негосударственными организациями на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам социальных услуг в стационарной форме на сумму более 110,0 млн. рублей (объем финансовых средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг в 2016 году, составляет 112, 0 млн. рублей).

 

Тарифы на предоставление социальных услуг утверждены приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28 сентября 2015 г. № 865 «Об утверждении тарифов на социальные услуги».

 

На основании приказа Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 7 июля 2015 г. № 573 «О передаче в 2016-2017 гг. организациями стационарного социального обслуживания внешним исполнителям функций по предоставлению отдельных услуг» в государственных бюджетных учреждениях города Москвы пансионатах для ветеранов труда №№ 1, 17, 19, 29, «Турист», психоневрологическом интернате № 11 на срок с 1 февраля 2016 г. по 31 декабря 2017 г. переданы внешним исполнителям (ООО «Скудова Голд», ООО «Милосердие», ООО «Бюро социальных проектов», ООО «Социальная служба помощник», ООО «Линия жизни», ООО «ГалоКом») функции по предоставлению услуг по уходу и медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в указанных организациях стационарного социального обслуживания и находящихся на обслуживании в патронажных отделениях. Общая сумма контрактов по передаче вышеуказанных функций составила около 1 млрд. руб.

 

Одним из направлений сотрудничества с негосударственными организациями является поддержка  наиболее значимых благотворительных проектов и программ в виде предоставления субсидий на оказание дополнительной адресной социальной помощи и услуг общественными и благотворительными организациями в рамках городских целевых программ, утверждаемых Правительством Москвы.

 

Департаментом ежегодно проводятся конкурсы на предоставление субсидии из бюджета города Москвы среди общественных и иных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением  Правительства  Москвы от 28 декабря 2011 г. № 656-ПП  «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением деятельности в сфере социальной защиты населения города Москвы».

 

В 2015 и 2016  году  на оказание адресной социальной поддержки, в том числе социальных услуг, остронуждающихся малообеспеченных ветеранов, инвалидов и семей с детьми  предусмотрено 38,4 млн. рублей.

 

Победители конкурса, среди которых есть и общественные, благотворительные и другие некоммерческие организации (11 организаций) оказывают дополнительную социальную поддержку и услуги жителям города по уходу за одинокими  престарелыми гражданами и инвалидами, в том числе Православное Марфо-Мариинское сестричество во имя Феодоровской иконы Божией Матери, Местная религиозная организация «Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия», Фонд социальной защиты населения «Замоскворечье», Благотворительный фонд деятелей искусств «Артист», Региональная общественная организация инвалидов-стомированных больных «Астом», Региональная общественная организация РОО содействия поддержке инвалидов, пенсионеров и других малоимущих категорий граждан  «Гармония». Формы адресной поддержки (виды адресной помощи и услуг, их получатели, а также количественные показатели) предусмотрены в договорах о предоставлении субсидий из бюджета города Москвы в сфере социальной защиты населения города Москвы.

 

Кроме того, Государственно-общественным объединением «Московский Дом ветеранов (пенсионеров) войн и Вооруженных Сил» (далее – Дом ветеранов) оказываются следующие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому:

  • социально-бытовые (обслуживание сиделками, патронажными сестрами, «Тревожная кнопка»);

  • социально-медицинские («санаторий на дому»);

  • социально-правовые.

Получателями социальных услуг являются одинокие и одиноко проживающие инвалиды и участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий - инвалиды 1 группы, ветераны Вооруженных Сил, имеющие место жительства в городе Москве, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию.

 

Численность граждан, получивших социальные услуги в 2015 году:

  • Обслуживание сиделками – 650 чел.;

  • Обслуживание патронажными сестрами – 750 чел.;

  • Служба «Тревожная кнопка» - 23000 чел.;

  • Служба «санаторий на дому» - 4311 чел.;

  • Отдел правовой и консультативной работы – 418 чел.

 

В 2016 году на предоставление вышеуказанных социальных услуг Дому ветеранов Департаментом выделена «именная» субсидия в размере 657 780 тыс. рублей (2015 год – 655 832 тыс. рублей). Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому ветеранам предоставляются бесплатно.

 

Опыт г. Санкт- Петербурга

 

В 2015 году социальные услуги населению г. Санкт – Петербурга оказывали 197 некоммерческих организаций, 1 коммерческая организация.

 

Негосударственные поставщики осуществляют предоставление социальных услуг в следующих формах:

  • в стационарной форме;

  • в полустационарной форме;

  • в форме социального обслуживания на дому.

 

В 2015 году финансовое обеспечение социальных услуг, предоставляемых негосударственными  поставщиками, осуществлялось  путем предоставления субсидии в общем объеме 614 452,1 тыс. рублей. Социальные услуги в указанных организациях получили 1 526 100 чел.

 

Услуги предоставлялись гражданам пожилого возраста, лицам без определенного места жительства, инвалидам и другим категориям граждан. 

 

На 2016 год в региональном бюджете на указанные цели предусмотрено 468 478,8 тыс. рублей. Наряду с этим на выплату компенсации негосударственным поставщикам в бюджете запланированы денежные средства в сумме  9 126,7  тыс. рублей.

 

Опыт Республики Башкортостан

 

В рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Башкортостан» на 2013-2018 годы, с 1 июля 2015 года на территории Республики социальное обслуживание на дому осуществляется 59 некоммерческими организациями (оказывают услуги на бесплатной основе гражданам признанным нуждающимися в получении данных услуг) и 59 их хозяйственными обществами, созданными в форме обществ с ограниченной ответственностью, которые имеют право оказать данные услуги на платной основе, в том числе дополнительные.

 

На 1 января 2016 года доля негосударственных организаций в сфере социального обслуживания, включенных  в реестр поставщиков социальных услуг, составляет 72,4% (118 из 163).

 

Основными видами представляемых ими услуг являются: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические,  социально – педагогические, социально – трудовые, социально – правовые, срочные социальные услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

 

В 2015 году обслужено 34,9 тыс. человек. Объем субсидий составил 205,5 млн. рублей.

 

Механизмом финансирования некоммерческих организаций является предоставление субсидии на конкурсной основе, на оказание услуг определенному количеству получателей (постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 августа 2014 г. № 402 «О порядке предоставления субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим услуги в сфере социального обслуживания населения на дому»).

 

Методика отбора некоммерческих организаций направлена на привлечение наиболее добросовестных поставщиков, формирование рынка социальных услуг и создание конкурентной среды, повышение качества и количества предоставляемых услуг, обеспечение их доступности, внедрение новых технологий социального обслуживания.

 

В критерии оценки некоммерческих организаций  включены такие показатели как: наличие квалифицированных кадров (образование, стаж, повышение квалификации), доступность организации для населения (возможность оказания услуг населению, проживающему в отдаленных населенных пунктах), внедрение новых технологий, количество дополнительных услуг (сверх Перечня социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от  20 февраля 2015 г. № 43 «О порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг», в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 г. № 155-з «О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан»), в т. ч. за счет направления собственных средств от приносящей доход деятельности, информационная открытость (сайт) и другие.

 

По результатам оценки деятельности некоммерческих организаций в 2015 году предоставлены социальные услуги 40 тыс. гражданам (как признанным нуждающимся – 34,9 тыс. чел., так и не признанным нуждающимся – 5,5 тыс. чел.), по сравнению с 2014 годом количество обслуженных граждан увеличилось на 16 %.

 

Объем средств, полученных негосударственным сектором за второе полугодие 2015 года от оказания данных услуг на платной основе составил 45,1 млн. руб. что на 4,6 %  больше чем получено государственными учреждениями в 2014 году.

 

Среднесписочная численность социальных работников занятых в данной сфере увеличилась с 2,1 до 3,1 тысячи человек (за счет создания 1 тысячи дополнительных рабочих мест в хозяйственных обществах).

 

Средняя заработная плата социальных работников негосударственных организаций за 2 полугодие 2015 года составила 12,4 тыс. рублей. За первое полугодие 2015 года заработная плата социальных работников в государственных учреждениях, составляла 10,3 тыс. рублей.

Объем субсидий на 2016 год составляет 460,4 млн. рублей или 22,5% от средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы  «Развитие системы социального обслуживания Республики Башкортостан».

 

Опыт Пермского края

 

Министерством социального развития Пермского края финансовое обеспечение социальных услуг, оказываемых негосударственными поставщиками осуществляется в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 

 

Право заключения государственных контрактов и контроля за предоставлением услуг были делегированы территориальным управлениям Министерства.

 

Ежемесячно каждая социальная служба в соответствии с условиями государственного контракта отчитывается в территориальное управление об объеме оказанных услуг, а также вносит данные  в единую информационную аналитическую систему в разрезе получателей услуг, с указанием даты получения каждой подуслуги. Подобная система позволяет контролировать соблюдение условий заключенных контрактов, определять соответствие оказанных услуг требованиям государственного стандарта социального обслуживания населения Пермского края. Внедрение персонифицированного учета услуг позволило осуществлять оплату поставщику за каждого конкретного клиента по факту оказания услуг, а также определить реальную потребность и нуждаемость граждан в услуге и эффективно расходовать бюджетные средства.

 

С целью контроля за качеством оказания услуг, территориальные управления Министерства ежемесячно проводят выборочное анкетирование граждан пожилого возраста и инвалидов – получателей услуг (не менее 10%). 

 

В настоящее время на надомном обслуживании находится  более 8 тысяч граждан.

 

Помимо закупа услуг предусмотрены и другие механизмы, один из которых - предоставление услуг гражданам  по адресному принципу. Услуги по реабилитации инвалидов предоставляются в крае с использованием сертификата. По результатам квалификационного отбора реабилитационных служб получатель выбирает организацию, форму оказания услуги (дневное или временное пребывание), период прохождения реабилитации. Выбор человека определяет и конкурентоспособность реабилитационной службы.

 

Квалификационный отбор показал заинтересованность реабилитационных служб различной организационно-правовой формы. Механизм получения реабилитационных услуг с использованием сертификата позволил сделать прозрачным учет реабилитационных услуг, определить наиболее востребованные службы.

 

С момента оказания реабилитационных услуг с использованием сертификатов в 17 раз увеличилось количество реабилитационных мест, позволяющих оказывать реабилитационные услуги стационарно. Так, если в 2009 году в сети реабилитационных учреждений насчитывалось 192 койки, в 2015 году с учетом реабилитационных служб организаций, прошедших квалификационный отбор, их количество увеличилось до 3248 коек.

 

Форма сертификата активизировала заявляемость граждан. В 2015 году реализовано около 9 тысяч сертификатов. Охват реабилитационными услугами вырос более чем в 5 раз.

 

В настоящее время в Пермском крае оказывают социальные услуги 83 организации, из них 27 государственных учреждений и 34 негосударственные организации, в том числе 26 коммерческих, 8 некоммерческих, а также 22 индивидуальных предпринимателя. Практически все услуги в форме полустационарного и надомного обслуживания оказываются негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями.

 

Государственные учреждения предоставляют стационарное и частично полустационарное обслуживание.

 

Опыт размещения государственного заказа на бюджетные услуги показывает готовность негосударственного сектора к участию в предоставлении государственных услуг. Сами услуги стандартизированы, ясно на что идут бюджетные средства.

 

Благодаря подходу с опорой на негосударственный сектор число негосударственных организаций в сфере социального обслуживания Пермского края беспрецедентно высоко в сравнении с другими регионами. Сегодня социальные услуги оказывают более 50 негосударственных организаций и частных предпринимателей. Это 67% от всех поставщиков социальных услуг. Каждый второй гражданин получает социальные услуги в негосударственном секторе.

 

Внедрение таких механизмов, при сохранении прежнего объёма финансирования, позволило увеличить охват граждан, нуждающихся в социальном обслуживании на 75%, обеспечить выбор поставщика социальных услуг и более эффективно расходовать бюджетные средства на первоочередные задачи отрасли. Можно с уверенностью говорить о повышении качества предоставления социальных услуг. Об этом свидетельствует снижение более чем на 40 % количества жалоб граждан на качество предоставления услуг, а также повышение удовлетворенности граждан обслуживанием по итогам анкетирования получателей социальных услуг с 89 до 99 %.

 

Появилась возможность минимизировать расходы бюджета при реализации дорожной карты по повышению заработной платы социальных работников.

 

При сохранении кадрового потенциала отрасли было создано более 3000 рабочих мест в негосударственном секторе.

 

Опыт Новосибирской области

 

В Новосибирской области на 15 февраля 2016 г. в реестр поставщиков социальных услуг вошли 105 организаций, в том числе 9 некоммерческих.

 

Привлечение негосударственного сектора к оказанию услуг в социальной сфере осуществляется и на условиях конкурсного отбора и государственного заказа в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы».

В 2015 году одним из направления предоставления субсидий была организация эффективной системы социальной поддержки населения, в том числе социального обслуживания отдельных категорий граждан.

 

Всего в 2015 году из средств областного бюджета субсидия предоставлена 60 организациям на общую сумму 20,99 тыс. рублей.

 

Среди организаций, получивших из средств областного бюджета субсидии, по организационно-правовой форме:

  • некоммерческие организации – 57 (необходимо отметить, что в соответствии с условиями конкурсного субсидии не предоставляются государственным и муниципальным учреждениям);

  • коммерческие организации – 3.

 

По формам социального обслуживания:

  • предоставление услуг в полустационарной форме – 58 организаций;

  • предоставление услуг в стационарной форме – 3 организации.

 

На 2016 год запланировано – 22, 8 млн. рублей.

 

Опыт Ленинградской области

 

В реестре поставщиков социальных услуг Ленинградской области по состоянию на 15 февраля 2016 г. зарегистрировано 24 негосударственные организации, оказывающие социальные услуги, в том числе:

  • 2 – индивидуальные предприниматели;

  • 11 – коммерческие и частные организации;

  • 11 – некоммерческие организации (из них 7 – социально-ориентированные).

 

Негосударственные поставщики осуществляют предоставление социальных услуг в формах:

  • в стационарной форме с постоянным пребыванием – 3 поставщика;

  • в стационарной форме с временным пребыванием – 10 поставщиков;

  • в полустационарной форме с дневным пребыванием – 8 поставщиков;

  • в полустационарной форме с ночным пребыванием – 3 поставщиков;

  • в форме социального обслуживания на дому – 4 поставщика;

  • срочные социальные услуги – 3 поставщика.

10 поставщиков предоставляют социальные услуги в нескольких формах социального обслуживания.

 

В 2015 году предоставление социальных услуг осуществлялось 7 поставщиками на условиях компенсации (постановление Правительства Ленинградской области от 9 декабря 2014 г. № 578 «Об утверждении Порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)»).

 

За 2015 года общая сумма выплаченной компенсации поставщикам социальных услуг составила  38 164,2 тысяч рублей.

 

На 2016 год на выплату компенсации негосударственным поставщикам в бюджете запланированы денежные средства в сумме  47 000 тысяч рублей.

 

Численность граждан, обслуженных в 2015 году негосударственными организациями, составила 2 108 человек, из них:

  • в форме социального обслуживания на дому – 149 человек;

  • в стационарной форме с постоянным пребыванием – 6 человек;

  • в стационарной форме с временным пребыванием – 312 человек;

  • в полустационарной форме с дневным пребыванием – 200 человек;

  • в полустационарной форме с ночным пребыванием – 15 человек;

  • срочные социальные услуги – 1 426 человек.

 

Среди граждан, обслуженных негосударственными поставщиками социальных услуг:

  • дети – инвалиды – 123 человека;

  • несовершеннолетние – 111 человек;

  • пожилые люди и инвалиды - 1874 человека.

Автор: Евлампиева Татьян

Источник информации - Министерство экономического развития РФ 

28.03.2016